Фактор страха - это проект Кирилла Немоляева и музыкантов группы Тризна. Стиль коллектива определяют как Modern metal. Но я считаю, что однозначно определить стиль их музыки трудно – есть элементы и melodic-death, и thrash, и heavy, и альтернативы. А вообще больше всего на группу повлияли, как мне кажется, Soilwork и Slipknot.
Через год после успешного релиза «Театр военных действий. Акт 1» группа Фактор Страха выпустила новый альбом. Название его было придумано уже давно, и, как обещал Константин Селезнёв, оно очень оригинально и звучит гораздо более убедительно, чем название первого диска, а именно «Театр военных действий. Акт 2». Обложка диска напоминает обложку первого акта – на ней тоже изображён, собственно, театр, но цвета стали более тёмными и мрачными. Теперь о самом материале альбома:
1. Открывает его песня «Когда ты будешь проклят» - о человеке, который делал всё не так, которому есть о чём жалеть. Музыкальная составляющая песни понравилась, но вокал Александрова звучит как-то жалобно. Также обращает на себя внимание то, что на первый план выведены клавишные, добавляющие мелодичности.
2. «Видеть и знать» - более оптимистична, чем предыдущая композиция. Простая и приятная песня, одна из лучших на альбоме.
3. «Страх» - довольно типичная для Фактора песня, в стиле первого альбома – с чередованием чистого вокала и гроулинга. Кстати, припев в ней по ритму и размеру похож на песню с акта первого «Выше сил».
4. Трек «Изгнанный» начинается громким криком и сильными ударами по барабанам. Как ни странно, они плавно переходят в весьма мелодичную музыку. Текст этой песни, как и большинство текстов этой группы, от второго лица. Герою напоминают о Нём. О Нём – о том, который способен проклинать, изгонять. Возможно, члены группы – верующие.
5. Далее следует композиция «Быть собой» - медленная, выбивающаяся из общей концепции альбома, так же как «Ночь» с акта первого. Но, на мой взгляд, «Быть собой» более пронзительна, эмоциональна и более душевно исполнена. Мне понравился её текст.
Почти половина диска позади, и заметно, что все услышанные песни довольно мелодичны. В них, в отличие от песен с первого альбома, много используются клавишные, часто они даже выведены вперёд. Однако, те, кто ждал от Фактора мощи, тяжести и энергетики, не торопитесь делать выводы! Впереди ещё 6 треков, и самое интересное только начинается!
6. А начинается оно с песни «Слова». Она заметно тяжелее предыдущих, вперёд выведены гитары, а не клавишные, в куплете в основном не чистый вокал, а гроулинг (хотя в этой песне он мне не очень нравится) «Слова ничего не значат там, где всё решает война» - так считают участники Фактора Страха. Кстати, это не единственная на альбоме песня, посвящённая словам. Вскоре мы услышим ещё одну.
7. Не давая передохнуть слушателю, сразу же после песни про слова, звучит мощный гитарный рифф – это началась песня «Ангел ждёт». Она повествует нам о наркомане и его проблемах. Очень кстати в ней гроулинг: «Ночь! Сон! Страх! Боль! Стон! Ты ждёшь рассвет как смертный приговор!» Особенно хорошо брутальный вокал сочетается с мелодичным припевом про того самого ангела, который ждал. Кроме того, в записи этой песни приняли участие приглашённые музыканты – вокалист Дмитрий Борисенков из Чёрного Обелиска и басист Оливер Хольцварт (Sieges Even, Demons & Wizards, сессионный участник Blind Guardian) На мой взгляд, получилось вполне удачно.
8. «Террор слов». Две песни назад пелось о том, что слова ничего не значат, а теперь мы узнаем, как слова могут терроризировать. Понравилось, особенно удачен простой и запоминающийся припев.
9. Песня «Бег» вполне соответствует названию – кажется, что лирический герой песни бежит. Постоянно сменяются вокал и темп – вот герой чуть замедлился, переводит дух: музыка тише, голос переходит в шёпот, отдохнул - и снова бежать: взревели гитары, а шёпот сменился криком, точнее скримом. Потом слышится яростный рык – словно сзади враг настигает. Страсти накаляются, бой барабанов усиливается, и герой на ходу бросает: «Я был, я есть, я буду снова! …/ Я здесь, я там, я где-то в прошлом… » и делает вывод: «этот бег – мой ад…»
10. Начинаю слушать трек «Мир без правил»… стоп! Я уже слышал похожее вступление! Это же Soilwork – «Light the torch»! Нехорошо копировать. Но, слава Богу, далее явного сходства «Мира без правил» с «Light the torch». Хотя, схема песни та же, что и у большинства песен шведской группы: брутальные куплеты – мелодичные припевы. Но вообще, у Фактора уже немало песен написано именно по такой схеме.
11. И завершает альбом трек под названием «P. S. ». В начале его слышатся детский плач и адский смех. Их сменяет мелодичный гитарный рифф, затем всего один куплет, а после него следует припев одной из песен с первого альбома Фактора – «Разлетаясь в пыль». Немного странное и нелогичное окончание альбома.
Итак, альбом получился довольно сильным и удачным. В нём, по сравнению с актом первым стало больше уделяться внимания клавишным. В результате в музыке группы стало больше мелодичности и разнообразия (которых, по-моему, не хватало на первом альбоме), и при этом не стало меньше тяжести, зато меньше проходных вещей. Хотя, если первый альбом был «ломовым», свежим по музыке, ни на кого не похожим, то второй не стал для меня неожиданностью, скорее, он – логическое продолжение первого. Думаю, большинству тех, кому понравился акт первый «Театра военных действий», стоит послушать и второй. А тем, кто ещё акта первого не слышал, но любит тяжёлую музыку, рекомендую к прослушиванию оба альбома!